28.09.2021
Функциональная
грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение
жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования
функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку
наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность
человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и
заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
2.
Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную
гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями:
научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного
исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4.
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых
рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в
разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической
жизни.
5.
Креативное мышление.
6.
Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются
способности:
-
критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального
характера и межкультурного взаимодействия;
-
осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия
влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
-
вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе
разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные
компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в
группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность
о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к
новому, эмоциональное восприятие нового.