Аннотация к рабочей программе Информатика

Аннотация к рабочей программе по предмету «информатика»
5 – 8 классы
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. При ее
составлении использованы следующие нормативные документы:
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.
№1897 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов основного общего образования"
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29 декабря 2010 г. №189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 25 декабря 2013 года)
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 №74 «О внесении
изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.03.2004 №1312»
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования”
 Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы, Составитель М.Н.
Бородин – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

1.1.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Информатика» в базисном учебном плане основного общего образования
относится к образовательной области «Математика и информатика».
В учебном плане основной школы информатика может быть представлена как:
1) расширенный курс в V–IX классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов);
2) базовый курс в VIII–IX классах, не перешедших на ФГОС (в VIII классе – один час в
неделю, в IX классе – два часа в неделю, всего 105 часов);
3) базовый курс в VII–IX классах, перешедших на ФГОС (три года по одному часу в неделю,
всего 105 часов);

4) углубленный курс в VII–IX классах (в VII классе – один час в неделю, VIII и IX классы –
по два часа в неделю, всего 105 часов).
5) В зависимости от условий, имеющихся в конкретном образовательном учреждении,
возможно увеличение количества часов в рамках каждого из представленных выше
вариантов учебного плана.
Предлагаемая программа рекомендуется при реализации расширенного курса
информатики в V–IX классах.
Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе,
определены исходя их целей общего образования, сформулированных в концепции
Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают
необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения
необходимыми умениями, развития познавательных и творческих способностей,
воспитание черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам
учащихся: к школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть
подростками. В процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из
начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия
учебной деятельности младших школьников и подростков.
Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, способствуя:
 развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов
информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами
информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и
коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
 целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект»,
«система», «модель», «алгоритм» и др.;
 воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации;
развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.





Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в
5–6 классах необходимо решить следующие задачи:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в
окружающем мире;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в
информационной деятельности человека;
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся
основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов
и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание
недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие,
выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение
логических цепочек рассуждений;














организовать компьютерный практикум, ориентированный на формирование широкого
спектра умений использования средств ИКТ для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации; овладение способами и методами освоения
новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной
работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим
предметам и в жизни;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных
технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов
информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);
организовать деятельность, в том числе, в виртуальных лабораториях, направленную на
овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта
принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них
алгоритмов;
создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных
средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного
характера (постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности
при решении проблем творческого и поискового характера);
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно
формулировать мысль в понятной для собеседника форме; умения выступать перед
аудиторией, представляя ей результаты своей работы при помощи средств ИКТ;
воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим
предметам и в жизни.
Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, способствуя:
 формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об
информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства,
общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
 совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с
информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых
знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию
навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования,
моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
 воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с
учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к
продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в
7–9 классах необходимо решить следующие задачи:

















систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего
образования.
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных
дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение
задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых
для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование –
предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его
соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или
несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и
корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся
того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как
основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной
формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение
строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение
«читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму
представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность
модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования
и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения
новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы,
первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и
управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно
формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения
выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств
ИКТ.

УМК:
2. .Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы.
7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Учебно-методический комплект:
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5
класс»
4. Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика: учебник для 6 класса (ФГОС). - М.: БИНОМ,
2013.
5. Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса (ФГОС). - М.:
БИНОМ, 2013.
6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. - М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6
класс»
8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013.
10.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
11.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
12.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7
класс»
13.
Информатика: учебник для 8 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.:
БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014.
14.
Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. –
М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014.
Программа рассчитана на объем 35 часов в 5-8 классе, что соответствует
содержанию образования в рамках Примерной программы по информатике - 1 час в
неделю в 5-8 классе. Освоение программы учебного предмета в школе планируется
осуществлять в 5-9 классах.
Требования к уровню подготовки учащихся
В 5 классе
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать:
«информационный объект»;
ё восприятия человеком, по формам
представления на материальных носителях;
деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
ителей;

уметь:

информационных функций человека;
ное и аппаратное обеспечение компьютера;

для набора, редактирования и форматирования
простейших текстов;
рисунков;
компьютерного рабочего места, соблюдать
требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Требования к уровню подготовки учащихся
В 6 классе
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать:
конкретного субъекта к его восприятию;
тиями;

ть их примеры;

уметь:

текстов, создания списков и таблиц;
редактирования рисунков;
едийные
выступлений;

презентации

для

поддержки

своих

Требования к уровню подготовки учащихся
В 7 классе
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать:
— свойства,
действия, поведение, состояния;
ругими объектами;
самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
ры материальных, нематериальных и смешанных систем;

имеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

цели её создания;
уметь:
тать» (получать информацию) информационные модели разных видов:
таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
заданной цели моделирования;
мальных исполнителей;
среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

табличных моделей, схем и графов;
ять инструменты простейших графических редакторов для создания и
редактирования образных информационных моделей;
таблиц;
лбчатые, ярусные, областные и
другие диаграммы, строить графики функций;
содержащие
образные,
рассматриваемого объекта.

знаковые

и

смешанные

информационные

модели

Требования к уровню подготовки учащихся
В 8 классе
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать
• сущность понятия «информация», её основные виды:

• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
• особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
• единицы измерения количества и скорости передачи информации;
• программный принцип работы компьютера:
• основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных
технологий;
• назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование,
ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных
технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и
доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному
объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс:
открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию,
пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной
безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти,
необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку
правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности
в процессе проектирования с использованием основных операций графических
редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах
данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и
словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным
учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием
(принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе

Аннотация к рабочей программе по информатике 9 класс
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9
класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе
федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня
общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и
примерной программы (полного) общего образования по информатике и
информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике
программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных
учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований,
предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы
выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая
часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии
решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс,
информационная модель и информационные основы управления.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
 освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации,
информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
 овладение умениями работать с различными видами информации с помощью
компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),
организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее
результаты;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
средствами ИКТ;
 воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
 выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем
освоении профессий, востребованных на рынке труда.
В соответствии с примерной программой основного общего образования по
информатике и ИКТ, региональным базисным учебным планом, на обучение
информатики и ИКТ в 9-м классе предусматривается 2 часа в неделю (68 часов за 1
год).

Требования к уровню подготовки
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик
должен
знать/понимать

виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование,
ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

назначение и функции используемых информационных и коммуникационных
технологий;

уметь
 выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками,
деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
 оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс:
открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию,
пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной
безопасности;
 оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти,
необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
 создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в
процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов,
учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую
обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
 искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных,
компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях,
каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным
дисциплинам;
 пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием
(принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой,
цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики
и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;
 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
 проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и
процессов;
 создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной
работы;
 организации индивидуального информационного пространства, создания личных
коллекций информационных объектов;
 передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих
правовых и этических норм.
Формы организации учебного процесса:
 индивидуальные;
 групповые;
 индивидуально-групповые;
 фронтальные;
 практикумы.
Учебно-методический материал:
1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс:
учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е

изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.,
2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.:
Лаборатория Базовых Знаний, 2011.
3. Материалы
авторской
мастерской
Семакина
И.Г.
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/)
4. Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 28.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(353)616-21-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».