Аннотация к рабочей программе Биология

Аннотация к рабочей программе по биологии 5-9 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного
образовательного стандарта. Примерной программы основного общего образования по
биологии, и программы основного общего образования по биологии (УМК
Э.Л.Введенский, А.А. Плешаков – 5 класс, И.А. Исаева, Н.И Романова – 6 класс, Н.И
Романова – 7 класс, А.Н. Жемчугова, Н.И.Романова – 8класс ) /Программы для
общеобразовательных учреждений. Биология, 6 - 11 классы. – Москва, Русское слово,
2013 г/, полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не
превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Содержание регионального компонента включено не целым блоком, как это
предусмотрено в примерной программе РК курса 6 - 7 класса, а изучается во время урока
(5 – 10 минут). Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их
мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим предполагается
работа на уроках и при выполнении домашних заданий в тетради с печатной основой.
Многообразие живых организмов. В темах «Система органического мира», «Признаки
живых организмов», «Человек» увеличено количество лабораторных и практических
работ за счет регионального компонента. Рабочая программа конкретизирует содержание
предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных
часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов
учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно
методическая
функция
позволяет
всем
участникам
образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей
стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного
предмета.
Организационно планирующая функция предусматривает выделение этапов
обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и
качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного
наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных
программ и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную)
часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора
вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ
и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей
формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и
социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению
единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей,
предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению
учебного курса. Созданные на ее основе авторские учебные программы и учебники
должны соблюдать строгую преемственность с федеральным компонентом
государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным
учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации.
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с
указанием примерного числа часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным
перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню
подготовки выпускников. Большинство представленных в примерной программе

лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для
их проведения дополнительных учебных часов. В программе приведен перечень
демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с
учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе
таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на
формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой
природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор
содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым
учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей
культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в
повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания
курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные
особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми
выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и
эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и
окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого эволюционный
и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении
многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных
представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе
эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании
раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности
человека, его роли в окружающей среде. В рабочей программе предусмотрен резерв
свободного учебного времени (33 ч. на ступени основного общего образования) для более
широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм
организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ,
внедрения современных педагогических технологий
Цели:
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как
биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности
людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать
информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах
здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного
организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических
экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой
помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к
природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения
правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики
заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ инфекции.

Место предмета в базисном учебном плане
Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для
образовательных учреждений РФ, в соответствии с требованиями ФГОС, которым на
изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 177 часов, в
том числе в 5 классе – 35 часов (1 ч. в неделю), 6 классе – 35 часов (1 час в неделю), 7 – 8
классе -70 ч. (2 часа в неделю), в 9 классах – по 68 часов (2 часа в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени
основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение,
классификация, анализ, оценка.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню
подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования
направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно
ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической
деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения
окружающей среды и с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 28.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(353)616-21-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».