Аннотация к рабочей программе Русский язык

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной
структуре ООП
Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть учебного плана, а также может
быть включена как профильный предмет гуманитарного и социального профилей.
Дисциплина «Русский язык» изучается в 5-11 классах.
2. Учебно-методическое и программное обеспечение
Рабочая программа дисциплины «Русский язык» составлена на основе следующих
документов:
5-8 классы:
1.Программа к учебникам «Русский язык. 5 – 9 классы» под редакцией Е.А. Быстровой
/под ред. Е.А.Быстровой, Л.В. Кибиревой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2ч. 2012.
2. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях/
Быстрова Л.В. Кибирева Ю. 2012г.
Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях/
Быстрова Л.В. Кибирева Ю. 2013г.
Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях/
Быстрова Л.В. Кибирева Ю. 2014г.
Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях/
Быстрова Л.В. Кибирева Ю. 2015г.

Е.А.
Е.А.
Е.А.
Е.А.

3. Цель изучения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Русский язык» в 5-6 классах является:
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
— воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
— совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса учащихся и
грамматического строя их языка; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных
нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
4. Структура дисциплины
По программе Е.А.Быстровой:
Содержание школьного курса излагается следующим образом.
В 5 классе изучаются фонетика и графика, орфоэпия и орфография, лексика и морфемика.
Начинается изучение морфологии (существительное, прилагательное, глагол). Вводятся

первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации, что позволяет
формировать устную и письменную речь.
6–7 классы имеют в целом морфологическую направленность. В 6 классе завершается
изучение имени существительного, имени прилагательного, глагола; представлены
местоимение, наречие, числительное. Как и в 5 классе, курс начинается с раздела «Речь».
В 7 классе завершается изучение морфологии: причастия, деепричастия и служебных
частей речи.
В 8–9 классах проводится системное изучение синтаксиса. В 8 – 9 классах продолжается
углубленное изучение материала по разделам «Язык» и «Речь» (текст, типы речи, стили
речи, жанры).
В 8 классе рассматриваются словосочетание и предложение: простое; двусоставное и
односоставное; простое осложнённое (предложение с однородными членами; с
обособленными членами; предложения с обращениями, вводными конструкциями).
В 9 классе изучается синтаксис сложного предложения (сложносочинённое,
сложноподчинённое, бессоюзное, сложное с разными видами связи, прямая и косвенная
речь).
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью
образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения,
что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование
и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция — это способность, реальная готовность к
межличностному и межкультурному общению адекватно целям, сферам и ситуациям
общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (речеведческих
понятий), овладение основными видами речевой деятельности (аудирование, чтение,
письмо, говорение) в разных сферах общения, основами культуры устной и письменной
речи.
Коммуникативная компетенция предполагает умение определять цели общения, оценивать
его ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера и выбирать
адекватные стратегии коммуникации.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция представляет собой результат осмысления
учащимися речевого опыта. Она включает в себя овладение основами науки о русском
языке, сведения о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,
развитии и функционировании. Она включает в себя знания о лингвистике как науке, ее
основных разделах и базовых понятий, предполагает формирование способности к анализу
и оценке языковых явлений и фактов.
Языковая компетенция развивается и совершенствуется на основе обогащения словарного
состава языка и грамматического строя речи учащихся, овладения синонимическими
средствами языка, его богатствами.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы
выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, освоение социально-культурных норм
речевого общения, умение объяснять значение слов с национально-культурным
компонентом.

5. Основные образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии,
формы и методы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные
формы проведения занятий: лекции, семинарские занятия, консультации, самостоятельная
и научно-исследовательская работа, лекции с элементами проблемного изложения,
тестирование, решение ситуационных задач, дискуссии, дебаты. В соответствии с ФГОС
ООО в 5-6 классах используется системно-деятельностный подход в обучении.
6. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины обучающийся 5-9 классов по программе Е.А.Быстровой
должен сформировать УУД по предмету, ИКТ-компетентность, овладеть основами учебноисследовательской и проектной деятельности, освоить программу «Стратегии смыслового
чтения и работа с текстом».
Формирование универсальных учебных действий
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и
на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и

коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных
средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений
на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация

речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового
оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Выпускник научится
1. Фиксация изображений и звуков
• учитывать смысл и содержание деятельности при
организации фиксации, выделять для фиксации
отдельные элементы объектов и процессов,
обеспечивать качество фиксации существенных
элементов;
• выбирать технические средства ИКТ для фиксации
изображений и звуков в соответствии с
поставленной целью;
• проводить обработку цифровых фотографий с
использованием возможностей специальных
компьютерных инструментов, создавать
презентации на основе цифровых фотографий;
• проводить обработку цифровых звукозаписей с
использованием возможностей специальных
компьютерных инструментов, проводить
транскрибирование цифровых звукозаписей;
• осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж
отснятого материала с использованием
возможностей специальных компьютерных

Выпускник получит возможность
научиться
• различать творческую и
техническую фиксацию звуков и
изображений;
• использовать возможности ИКТ в
творческой деятельности,
связанной с искусством;
• осуществлять трёхмерное
сканирование.

инструментов.
2. Создание письменных сообщений
• создавать текст на русском языке с
• создавать текст на иностранном
использованием слепого десятипальцевого
языке с использованием слепого
клавиатурного письма;
десятипальцевого клавиатурного
• сканировать текст и осуществлять распознавание письма;
сканированного текста;
• использовать компьютерные
• осуществлять редактирование и структурирование инструменты, упрощающие
текста в соответствии с его смыслом средствами
расшифровку аудиозаписей.
текстового редактора;
• создавать текст на основе расшифровки
аудиозаписи, в том числе нескольких участников
обсуждения, осуществлять письменное смысловое
резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
• использовать средства орфографического и
синтаксического контроля русского текста и текста
на иностранном языке.
3. Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений
• организовывать сообщения в виде линейного или • проектировать дизайн сообщений в
включающего ссылки представления для
соответствии с задачами и
самостоятельного просмотра через браузер;
средствами доставки;
• работать с особыми видами сообщений:
• понимать сообщения, используя
диаграммами (алгоритмические, концептуальные,
при их восприятии внутренние и
классификационные, организационные, родства и
внешние ссылки, различные
др.), картами (географические, хронологические) и инструменты поиска, справочные
спутниковыми фотографиями, в том числе в
источники (включая двуязычные).
системах глобального позиционирования;
• проводить деконструкцию сообщений, выделение
в них структуры, элементов и фрагментов;
• использовать при восприятии сообщений
внутренние и внешние ссылки;
• формулировать вопросы к сообщению, создавать
краткое описание сообщения; цитировать
фрагменты сообщения;
• избирательно относиться к информации в
окружающем информационном пространстве,
отказываться от потребления ненужной
информации.
4. Коммуникация и социальное взаимодействие
• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая
• взаимодействовать в социальных
выступление перед дистанционной аудиторией;
сетях, работать в группе над
• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум,
сообщением (вики);
текстовый форум) с использованием возможностей • участвовать в форумах в
Интернета;
социальных образовательных сетях;
• использовать возможности электронной почты для • взаимодействовать с партнёрами
информационного обмена;
с использованием возможностей
• вести личный дневник (блог) с использованием
Интернета (игровое и театральное

возможностей Интернета;
• осуществлять образовательное взаимодействие в
информационном пространстве образовательного
учреждения (получение и выполнение заданий,
получение комментариев, совершенствование своей
работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры,
этики и права; с уважением относиться к частной
информации и информационным правам других
людей.
5. Поиск и организация хранения информации
• использовать различные приёмы поиска
информации в Интернете, поисковые сервисы,
строить запросы для поиска информации и
анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на
персональном компьютере, в информационной
среде учреждения и в образовательном
пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том
числе электронные, каталоги для поиска
необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных,
создавать и заполнять базы данных, в частности
использовать различные определители;
• формировать собственное информационное
пространство: создавать системы папок и размещать
в них нужные информационные источники,
размещать информацию в Интернете.

взаимодействие).

• создавать и заполнять различные
определители;
• использовать различные приёмы
поиска информации в Интернете в
ходе учебной деятельности.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится

Выпускник получит возможность
научиться
• планировать и выполнять учебное исследование и • самостоятельно задумывать,
учебный проект, используя оборудование, модели, планировать и выполнять учебное
методы и приёмы, адекватные исследуемой
исследование, учебный и социальный
проблеме;
проект;
• выбирать и использовать методы, релевантные
• использовать догадку, озарение,
рассматриваемой проблеме;
интуицию;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на
• использовать такие
которые могут быть получены путём научного
математические методы и приёмы,
исследования, отбирать адекватные методы
как перебор логических
исследования, формулировать вытекающие из
возможностей, математическое
исследования выводы;
моделирование;
• использовать такие математические методы и
• использовать такие естественноприёмы, как абстракция и идеализация,
научные методы и приёмы, как

доказательство, доказательство от противного,
доказательство по аналогии, опровержение,
контрпример, индуктивные и дедуктивные
рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и
приёмы, как наблюдение, постановка проблемы,
выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент,
моделирование, использование математических
моделей, теоретическое обоснование, установление
границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний,
характерные для социальных и исторических наук:
постановка проблемы, опросы, описание,
сравнительное историческое описание, объяснение,
использование статистических данных,
интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать языковые средства, адекватные
обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок,
критически относиться к суждениям, мнениям,
оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и
ценностных установок, моральных суждений при
получении, распространении и применении
научного знания.

абстрагирование от привходящих
факторов, проверка на
совместимость с другими
известными фактами;
• использовать некоторые методы
получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук:
анкетирование, моделирование,
поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы
художественного познания мира:
целостное отображение мира,
образность, художественный
вымысел, органическое единство
общего особенного (типичного) и
единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно
развивать свои коммуникативные
способности, осваивать новые
языковые средства;
• осознавать свою ответственность
за достоверность полученных
знаний, за качество выполненного
проекта.

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Выпускник научится

Выпускник
получит
возможность научиться
1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
• ориентироваться в содержании текста и понимать его
• анализировать изменения
целостный смысл:
своего эмоционального
— определять главную тему, общую цель или назначение состояния в процессе чтения,
текста;
получения и переработки
— выбирать из текста или придумать заголовок,
полученной информации и её
соответствующий содержанию и общему смыслу текста; осмысления.
— формулировать тезис, выражающий общий смысл
текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста
по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся
в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые
компоненты: обнаруживать соответствие между частью
текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,

объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части
графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать
текст глазами, определять его основные элементы,
сопоставлять формы выражения информации в запросе и
в самом тексте, устанавливать, являются ли они
тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи, требующие полного и критического понимания
текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание
на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную
информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей
текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники
информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных
фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов
(доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.
2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, • выявлять имплицитную
списки, ссылки, оглавление; проводить проверку
информацию текста на основе
правописания; использовать в тексте таблицы,
сопоставления
изображения;
иллюстративного материала с
• преобразовывать текст, используя новые формы
информацией текста, анализа
представления информации: формулы, графики,
подтекста (использованных
диаграммы, таблицы (в том числе динамические,
языковых средств и структуры
электронные, в частности в практических задачах),
текста).
переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте
информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение
выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной
мысли текста.
3. Работа с текстом: оценка информации
• откликаться на содержание текста:
• критически относиться к

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только
содержание текста, но и его форму, а в целом —
мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта
подвергать сомнению достоверность имеющейся
информации, обнаруживать недостоверность получаемой
информации, пробелы в информации и находить пути
восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими
источниками выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия
информационных объектов для обогащения чувственного
опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку
зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

рекламной информации;
• находить способы проверки
противоречивой информации;
• определять достоверную
информацию в случае наличия
противоречивой или
конфликтной ситуации.

В результате изучения дисциплины обучающийся по программе М.М.Разумовской к концу
9 класса должен владеть следующими умениями:
• по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и
морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым,
фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
• по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от
значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение
слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами
типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным
словарями;
• по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы;
соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться
грамматико-орфографическим словарем;
• по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах
орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с
непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим
словарем;
• по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
• по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Основные умения по разделу «Речь»:
• Восприятие высказывания. При восприятии устного и письменного высказывания
определять его принадлежность к той или иной разновидности русского национального
языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать в собственной речи, в

речи собеседников, выступающих по радио и телевидению, отступления от норм
литературного языка; фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые и
негрубые нарушения (языковые ошибки и речевые недочеты), исправлять ошибки в
собственной речи и, если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые
погрешности в высказывании собеседников.
• Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль,
указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста,
языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
• Воспроизведение текста. Писать изложения по текстам публицистического,
художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение,
характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения,
описания, повествования).
• Создание текста. Создавать письменные высказывания художественного и
публицистического стилей на свободные темы, как правило морально-этического
характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные: продумывать общий
замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и
мысли, отбирать и систематизировать материал с учетом замысла стиля, определять
типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий стиль речи).
• Строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики
(эссе,
• путевые заметки, рецензию). Писать сочинения в публицистическом и художественном
стиле с использованием разных типов речи.
• Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию.
Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
• Создавать высказывания научного стиля: готовить развернутые сообщения и доклады на
лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачетов, кружковых занятий.
• Совершенствование написанного. Находить и исправлять недочеты в построении и
содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований
относительной автономности, завершенности текста (отсутствие в нем начала или конца);
нарушение логики изложения, абзацного членения текста. Находить и исправлять речевые
недочеты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства
связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены
существительного местоимением) и грамматические ошибки (нарушение норм
согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным
оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным).
Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
В результате изучения русского языка по программе А.И.Власенкова выпускник должен
знать/понимать:
 связь языка и истории, культуру русского и других народов;
 смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;
 основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
 орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
 адекватно воспринимать информацию и понимать читамый и аудируемый текст.
Комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
 использовать основные виды чтения ( просмотровое, ознакомительно-изучающее.
Ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
 осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим
организовывать процесс аудирования;
 осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и
самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
 извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
тестов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
 свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
 передать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых или
сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, резюме, конспектов, аннотаций,
сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
 использовать информацию исходного текста других видов деятельности ( при
составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке
докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
 создать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах
общения;
 формулировать основную мысль своего высказывания, развивать эту мысль,
убедительно аргументировать свою точку зрения;
 выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность
и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность,
точность и выразительность речи;
 высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или
прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
 владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты
проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические,
социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических
форм и лексическое богатство языка;
 создавать устное высказывание на лингвистические темы;
 владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и
грамматической синонимии;
 оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
 проводить разные виды языкового разбора;
 опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности
и уместности их употребления;
 анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с
точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных
средств языка.

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
 применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
 соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные норы;
 эффективно использовать языковые единицы в речи;
 соблюдать нормы речевого поведения в социално-культурной, учебно-научной,
официально-деловой сферах общения;
 участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать
свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с
этикой речевого взаимодейстия;
 фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать
грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые
погрешности в высказываниях собеседников.
7. Учебная нагрузка
По программе Быстровой Е.А.
5 класс – 5 часов; 6 класс - 6 часов; 7 – 4 часа; 8 – 3 часа; 9 – 3 часа.
8. Формы контроля
Во всех классах любой программы используется:
входная диагностика, промежуточный контроль, пробный экзамен (в классах, где сдают
экзамен: 7-11); тесты, диктанты, проверочные и контрольные работы, словарные диктанты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 28.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(353)616-21-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».